ЖУРНАЛ "ШКОЛА ГРИБОВОДСТВА"

№1(121) январь/февраль

Выберите нужный вариант

Печатная версия

750

Электронная версия (PDF)

550

Печатная + электронная версия

1025

img

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Итак, цены на грибы покатились вниз, и экономика у многих начала трещать по швам. Тяжелее всего приходится тем, кто работает на покупном субстрате и компосте. При прочих равных условиях, себестоимость грибов у них выше, чем у имеющих собственный компост. Как правило, это средние и мелкие производители с объемом производства до 1 тонны в день. Что делать таким грибоводам для сохранения доходности своего бизнеса? Путь к выживанию у них один – максимально эффективно использовать свои камеры выращивания, получать максимально больше рублей с полученного субстрата или компоста. А сделать это можно двумя способами. Или производить и продавать более дорогой продукт, или находить более короткий путь к потребителям традиционных грибов, минуя всяких посредников, в том числе и розницу. Уже есть много примеров грибоводов, выбравших первый или второй вариант. Производители из Краснодарского края, Ставрополья, Оренбургской области, Башкирии переходят на производство грибных консервов и пресервов, существенно повышая при этом свою маржу с килограмма выращенных грибов. Их коллеги из Татарстана, Башкирии, Дагестана, Свердловской и Рязанской областей переходят на прямые продажи своих грибов конечным потребителям, продавая свои грибы прямо на ферме или развозя по домам. Все эти предприятия активно работают в социальных сетях, расширяя через интернет свою клиентуру. Наверняка, есть подобный опыт и у грибоводов из других областей России. Но большинство известных мне мелких производителей шампиньонов и вешенок продолжают работать по привычке, ничего не меняя, и, при этом, без устали жалуются на низкие цены. Высокие цены 2018 года на обычные шампиньоны и вешенку сами по себе уже не вернутся. Рынок переполняется отечественными грибами. Только профессиональная продолжительная национальная PR компания поможет увеличить спрос и поднять отпускные цены. Пока такая компания еще не запущена, и новые крупные фермы будут справляться с переполненными холодильниками только за счет снижения цен, мелким производителям придется перестроить свой ассортимент и каналы сбыта или уйти из грибного бизнеса. Есть еще один вариант – прейти на экзотические грибы. Шампиньоны, вешенки - это не единственные свежие грибы, продающиеся на нашем рынке. И не самые дорогие. Есть ведь еще шиитаке, эринги, тополиные опята, зимние опята, шимеджи, ежовики. Стоят они намного дороже, а выращиваются у нас или в очень небольших количествах, или совсем не выращиваются. По данным таможенной статистики, в прошлом году в Россию было завезено более 500 тонн экзотических грибов из стран Азии. Рынок небольшой, но есть. И рынок растущий. Преимущество мелких ферм в их гибкости, быстроте принятия решений, возможности делать эксклюзив в небольшом объеме. Нужно этими преимуществами умело пользоваться. Об этом и многом другом мы хотели поговорить в конце апреля на Днях Российского Грибоводства в Санкт-Петербурге. Но тут новая напасть – короновирус COVID 19. Приходится перенести мероприятие на осень. Новые даты - 29-30 сентября. Вирусы и кризисы приходят и уходят, а грибной рынок остается. Желаю всем не растеряться, выстоять и адоптироваться к новым условиям. Со знанием дела!

Главный редактор журнала "Школа грибоводства"
Хренов Александр Владимирович
khrenov@inbox.ru