ЖУРНАЛ "ШКОЛА ГРИБОВОДСТВА"

№6(120) ноябрь/декабрь

Выберите нужный вариант

Печатная версия

750

Электронная версия (PDF)

550

Печатная + электронная версия

1025

img

СОДЕРЖАНИЕ

Экзотика

Опенок тополиный – кулинарные и лечебные свойства

Этот гриб систематики раньше относили к виду Pholiota aegerita, затем к Agrocybe aegerita, а в последние годы к Cyclocybe cylindracea. В Италии Agrocybe aegerita называют Pippino. В России все чаще опенком тополиным. Тополиный опенок – дереворазрушающий гриб, растущий на отмирающих деревьях и сухостое лиственных пород, таких как тополь, ива, клен, ольха. В природе тополиный опенок встречается в регионах южной Европы – в Италии, Греции и Франции, где он широко известен и популярен. Этот гриб является важным элементом средиземноморской кухни.

Тишенков А.Д., главный специалист «Школы грибоводства»

Новости грибного бизнеса

Новости грибного бизнеса

ВЕШЕНКА. Технология выращивания

Синхронизация плодообразования путем удаления примордиев-выскочек

В некоторых случаях для синхронизации плодообразования и получения дружной волны плодоношения приходится удалять с блоков преждевременно появившиеся примордии.

Левищева А. И., технолог ООО «Эко Гурман»

Когда надо начинать проводить фазу «охлаждения» для вешенки

Фаза инкубации вешенки заканчивается, когда примордии образуются в не менее чем 50 % перфораций (титульное фото). Высокая температура (22-24⁰С), слабые потоки воздуха и пониженная влажность воздуха (60–70 %) способствуют формированию компактных образований с многочисленными примордиями.

Левищева А. И., технолог ООО «Эко Гурман», Тишенков А.Д. Главный специалист Школы Грибоводства

ШАМПИНЬОН. Покровная почва

Покровная почва - характеристика и методы работы с ней

Успех выращивания шампиньонов определяется не только качеством компоста, он зависит от многих причин, в том числе и от того, какая покровная почва используется на ферме и как осуществляется работа с ней.

Сафрай А.И., главный специалист «Школы грибоводства»

ВЕШЕНКА. Климат

Уровень испарения на различных фазах культивирования вешенки

«Растут как грибы после дождя» – в этой народной примете скрыт секрет плодообразования грибов. Это и понижение температуры с приходом ненастной погоды, и повышение относительной влажности воздуха после дождя. Оба эти фактора стимулируют плодообразование грибов не только в природных условиях, но и при искусственном выращивании в культивационных камерах.

Тишенков А.Д., главный специалист «Школы грибоводства»

ШАМПИНЬОН. Качество грибов

Как сохранить качество грибов после сбора

Качество грибов, собранных на ферме выращивания, не всегда сохраняется до потребителя в своем изначальном состоянии. В этой статье я расскажу о том, что необходимо делать с грибами после их сбора до отгрузки покупателю.

Михайлова Л.И., консультант «Школы грибоводства»

ШАМПИНЬОН. Болезни и профилактика

Бактериальные болезни при культивировании шампиньона

Всем известно, что культивирование шампиньонов связано со многими заболеваниями культуры. Следуя их классификации – это вирусные, бактериальные и грибные заболевания...

Андраш Гёсел, Университет Святого Иштвана, сельскохозяйственный факультет, отделение овощеводства и грибоводства,

ШАМПИНЬОН. Климат

Точное измерение - правильный климат

Температура, относительная влажность и содержание СО2 в камере – это инструменты, с помощью которых грибовод регулирует процесс выращивания шампиньонов. Эти параметры измеряются датчиками, установленными в определенных местах камеры.

Сафрай А.И., главный специалист «Школы грибоводства»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В конце года были открыты еще два крупных шампиньонных комплекса в Ленинградской и Калужской областях. Тем самым завершился четырехгодичный период «индустриализации» российского грибоводства. Общая площадь выращивания шампиньонов составила 500 000 кв.м. Сформировался пул из 10 крупных компаний с производством шампиньонов полного цикла на компосте Фазы 3. После выхода всех их на плановую мощность в стране будет выращиваться около 120 000 тонн шампиньонов в год, что позволит России стать третьим производителем этих грибов в Европе после Польши и Голландии. Результат впечатляющий, но не сильно радостный для самих российских производителей грибов. После стремительного увеличения объема предложения грибной продукции на отечественном рынке цена на нее начала снижаться. Это было предсказуемо, и об этом эксперты предупреждали грибоводов еще на Днях Российского Ггрибоводства-2018. Но все крупные компании были заняты стройкой и запуском своих объектов и им было не до рынка, а средние и мелкие надеялись на то, что может все стройки затянутся, грибов будет не так много и как-нибудь все с ценой обойдется. Не обошлось. Цена на шампиньоны, а за ней и цена на вешенку, пошли вниз. Ситуация из учебника по экономики – предложение превысило спрос, цена снижается. Что нужно сделать для того, чтобы цена начала снова подниматься? Или снизить предложение, или увеличить спрос. Новые комплексы вряд ли будут снижать предложение. Им нужно отдавать кредиты и возвращать свои инвестиции. Вероятно будут закрываться мелкие производители, но это не изменит ситуацию, так как крупные обеспечивают 85 % всего производства. Остается один выход – увеличение спроса на культивируемые грибы.И, на мой взгляд, это абсолютно реально. Уровень потребления культивируемых грибов в России один из самых низких в мире. Если мы добавим к объему выросшего отечественного производства объем импорта свежих и переработанных грибов, то получим не более 1-1,2 кг на одного россиянина в год. В США этот показатель – 1,8 кг , в Европе в среднем 2,5 кг, в Австралии - 3 кг. Есть мнение, что покупатели в западных странах едят больше грибов, потому что они богаче. Я уверен, что это не так. Там едят больше грибов, потому что производители тратят больше средств на их популяризацию. В России культивируемые грибы как продукт отсутствуют в медийном пространстве. Все телеканалы и интернет ресурсы начинают интересоваться грибами лишь в сезон лесных грибов и интересоваться только какими грибами можно отравиться, а какими нет. Сегодня сознание покупателя формируют медиаресурсы и люди покупают и едят то, о чем они каждый день слышат, видят, читают. Если наших грибов нет в их медиасреде, то они для них не существуют. И спрос на грибы будет не только не расти, но и падать. У нас есть шанс общими усилиями насытить медийное пространство россиян информацией о полезных, питательных и вкусовых достоинствах наших грибов, сделать их более привлекательными и популярным и в результате увеличить спрос до 2 кг на человека в год. Такую задачу может решить Национальная Программа по Популяризации Культивируемых Грибов, финансируемая операторами рынка. 1 рубль со 120 000 тонн – это 120 млн.рублей в год. Достаточный бюджет для профессиональной PR-компании. «ШГ» готовит свои предложения по разработке программы и ждет предложений от единомышленников .Мы все будем большие молодцы если запустим Национальную Программу сразу после Дней Российского Грибоводства-2020. Со знанием дела!

Главный редактор журнала "Школа грибоводства"
Хренов Александр Владимирович
khrenov@inbox.ru