ЖУРНАЛ "ШКОЛА ГРИБОВОДСТВА"

№4(118) июль/август

Выберите нужный вариант

Электронная версия (PDF)

550

Печатная версия

750

Печатная + электронная версия

1025

img

СОДЕРЖАНИЕ

Экзотика

Удивительный гриб герициум гребенчатый

Увидев его первый раз в жизни, сложно сразу сказать, что это такое. На привычные нам съедобные грибы это чудо природы мало похоже. Но, все‑таки, это самый настоящий гриб – Герициум гребенчатый (Hericium erinaceus). Этот сапротрофный древоразрушающий гриб, в природе растет на мертвой или отмирающей древесине дуба, бука, каштана и других лиственных пород деревьев в умеренной зоне Америки и Евразии.

Тишенков А.Д., главный специалист «Школы грибоводства»

Новости грибного бизнеса

Новости грибного бизнеса

ВЕШЕНКА. Обзор штаммов

Рынку требуются новые сорта вешенки

Для увеличения потребительского спроса на вешенку покупателю необходимо предлагать ассортимент. Пока у нас на рынке продаются только упаковки с небольшими сростками мелкой вешенки. Объём потребления такого продукта сформировался и почти не растет, что приводит к снижению продажной цены. Необходимо предложить рынку новый качественный продукт из вешенки. Самой ценной, вкусной и безотходной частью сростка вешенки является шляпка.

Тишенков А.Д., главный специалист «Школы грибоводства»

ВЕШЕНКА. Маркетинг

Вешенка на ферме и на полках магазинов

Вешенка, собранная и зафасованная на ферме, часто выглядит значительно привлекательнее, чем вешенка на полках магазинов. Почему это происходит? Попробуем в этом разобраться и проследить весь путь грибов от фермы до полок магазина.

Тишенков А.Д., главный специалист «Школы грибоводства»

Грибной рынок

Тяжелое лето 2019: лисички атакуют, цены снижаются

Традиционное майское снижение розничных цен на свежие грибы в Москве прошло достаточно дружно. Почти все розничные точки начали опускать свои цены и на шампиньоны, и на вешенку.

Хренов А.В. Главный редактор журнала "Школа Грибоводства"

Реклама

Грибная ферма – работа для робота

Выставка «Дни голландского грибоводства 2019» (Dutch mushroom days 2019), прошедшая в Нидерландах в мае этого года, в очередной раз продемонстрировала – развитие технологий в грибной промышленности идет семимильными шагами. И если составлять рейтинг отраслей АПК, где, в конце концов, произойдет полная роботизация – то грибная, в перспективе, через 5–10 лет будет в самом начале списка.

ВЕШЕНКА. Технология выращивания

Зона плодообразования вешенки

В цикле плодоношения вешенки фаза плодообразования является самой уязвимой и чувствительной к неблагоприятным параметрам микроклимата. Соответственно, на субстратном блоке зона плодообразования в перфорациях пленки должна быть под особо внимательным наблюдением со стороны грибовода.

Тишенков А.Д., главный специалист «Школы грибоводства»,

Причины плохого испарения при культивировании вешенки

Испарение воды с поверхности шляпок является основной движущей силой роста грибов. Испарение создает постоянный приток воды с растворенными питательными веществами из субстратного блока. При недостаточном уровне испарения замедляется рост грибов, происходит деформация внешнего вида грибов, а при большом избытке воды в клетках плодовых тел грибы желтеют и погибают.

Тишенков А.Д., главный специалист «Школы грибоводства»

ВЕШЕНКА. Климат

Когда можно выращивать вешенку без рециркуляции

Когда на улице температура воздуха находится в оптимальном для роста вешенки диапазоне (12–22⁰С), в камеру можно подавать только свежий воздух. В холодный период определенное количество рециркуляционного воздуха необходимо для поддержания стабильной влажности в культивационной камере.

Тишенков А.Д., главный специалист «Школы грибоводства»

ШАМПИНЬОН. Болезни и профилактика

Дымчатая плесень

В этом году несколько российских ферм столкнулись с заражением дымчатой плесенью. Она была замечена на компостных блоках – на их боковых частях, а также внутри блока на стадии первой или второй волны плодоношения. Если дотронуться до зараженного этой болезнью компоста, поднимается облако спор, компост дымит. Отсюда и название – дымчатая плесень.

Сафрай А.И., главный специалист «Школы грибоводства»

Обработка компоста перед выгрузкой из камеры и подготовка камеры к следующему обороту

После окончания сбора 3 волны или даже раньше, можно увидеть, что на покровной почве появились различные болезни. Это могут быть болезни, связанные как с поражением покровной почвы – сухая или мокрая гниль, паутинистая плесень, так и с поражением компоста – триходерма и другие зеленые плесени, гипсовки – конкуренты шампиньона за питание в компосте.

Сафрай А.И., главный специалист «Школы грибоводства»

ШАМПИНЬОН. Сбор грибов

Прогнозирование сбора

Для эффективной работы отдела реализации любого предприятия по выращиванию шампиньонов, а также планирования ритмичной работы бригад сборщиков, важно не только правильно спланировать будущий урожай на год, месяц, но и правильно спрогнозировать объемы сборов грибов на более короткий срок. Прогнозы нужны недельные и ежедневные.

Михайлова Л.И., консультант «Школы грибоводства»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

По данным опроса ВЦИОМ 48 % россиян в этом году собирали в лесах грибы и ягоды. Лето 2019 года выдалось на редкость урожайным на дары леса. Про изобилие лесных грибов рассказывали на всех телеканалах, писали во всех газетах и журналах, в социальных сетях выкладывались фото с корзинами и ведрами, полными белыми, подосиновиками, подберезовиками и лисичками. Те, кому лень было ехать в лес, покупали лисички в магазинах, а кто и готовить дома уже бросил, заказывали блюда с лесными грибами в московских ресторанах, которые открыли грибное меню в июле вместо традиционного сентября. Грибов в лесах было настолько много, что к началу августа цена на них упала в 4 раза. В последний летний месяц на московских базарах лисички можно было купить по 200 рублей за килограмм. Такая ситуация не могла не повлиять на рынок культивируемых грибов. Спрос на шампиньоны и вешенки сократился и цены на них поползли вниз. Это вполне естественный процесс и бороться с ним сложно. Сезонные грибы, ягоды, овощи, фрукты всегда вызывают повышенный спрос из‑за скоротечности своего присутствия на рынке. Люди активно покупают летом и осенью свежие клубнику и черешню, абрикосы и персики, арбузы и дыни. Свежие лесные ягоды и грибы – это тоже сезонный продукт и потребитель импульсивно покупает их, зная, что скоро они закончатся. Есть во всей этой истории один положительный момент. Потребитель готов платить за что‑то новое. Появились лисички – и все их сразу захотели. А кто смог, тот сразу и купил. Ниша для новых продуктов всегда присутствует. Производители одежды регулярно обновляют свои коллекции, автопроизводители выпускают новые модели автомобилей, многие производители продуктов питания обновляют свой ассортиментный ряд или меняют упаковку. А какие новые грибы предложила российская грибная индустрия за последние 10 лет? 200 тонн в год опят, шиитаке и эринги нельзя считать серьезным предложением. Даже вместе с импортом объем экзотических грибов на российском рынке не превышает 700 тонн в год (10 % от рынка вешенки). Мне кажется, настало время серьезно вывести на российский рынок третий гриб. На мой взгляд, главный претендент на это звание – шиитаке. Шиитаке уже давно является третьим грибом в Европе, а теперь стал первым в Китае, а, значит, и в мире. Цвет, форма и текстура шляпки как у благородных лесных грибов. Долгий срок хранения. Вкус и запах могут быть резковаты, но зависят от сортов. Прекрасные характеристики по диетологии и медицине. Шиитаке вполне способен стать тем самым новым грибным продуктом, который расширит и раскрасит ассортимент российской грибной продукции. Нужна только стабильность и определенная масштабность производства. В России есть производитель субстрата шиитаке, также возможен импорт его из‑за рубежа. Для выращивания подойдут камеры для выращивания шампиньонов и вешенок. Импортные шиитаке дороги и высокая цена служит серьезным сдерживающим фактором популяризации этих грибов. Шиитаке, выращенные в России, будут на 20–40 % дешевле китайских. К шампиньонам и вешенкам все привыкли, сложился определенный ритм и объем их покупок и никаких дополнительных эмоций грибная полка в магазинах не вызывает. Нужны новые грибы. С новой харизмой. С новым эмоциональным посылом. Может быть и не шиитаке. Может быть ежовик. Но мне, все‑таки, кажется, что шиитаке. Со знанием дела!

Главный редактор журнала "Школа грибоводства"
Хренов Александр Владимирович
khrenov@inbox.ru