ЖУРНАЛ "ШКОЛА ГРИБОВОДСТВА"

№2(104) март/апрель 2017

Выберите нужный вариант

Электронная версия (PDF)

500

Печатная версия

650

Печатная + электронная версия

950

img

СОДЕРЖАНИЕ

Новости грибного бизнеса

Грибов растет все больше

Криос покоряет Воронеж

Лучшие в 2016 году

На форуме "Овощкульт" грибоводство было названо приоритетной отраслью

Калужский грибной кластер - ни года без новой фермы

Самая большая шампиньонная ферма в Китае

Грибоводство в России

Не даром помнит вся Россия про Дни в “Бородино»

«Дни Российского Грибоводства-2017» стали самыми представительными за последние годы по составу и насыщенными по содержанию. Впервые их посетили представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Хренов А.В.

Емкость российского грибного рынка

В России грибы любят. Любят собирать и любят есть. Самые любимые грибы россиян – лесные. Так сложилось исторически. Огромная территория страны, покрытая лесами, всегда была богата грибами. Россияне больше всех в мире едят лесные грибы по общему объему и по количеству видов. Как это влияет на уровень потребления культивируемых грибов и возможно ли использовать это отношение к лесным грибам для увеличения объемов потребления россиянами культивируемых грибов?

Хренов А.В.

Состояние Российской грибной индустрии

Грибоводство на промышленной основе началось в России в конце семидесятых годов, когда на крупнейших тепличных комбинатах в Москве (совхоз-комбинат «Московский») и в Ленинграде (фирма «Лето») были введены в эксплуатацию одинаковые комплексы площадью выращивания 1 гектар и проектной мощностью 700 тонн грибов в год.

Селиванова О.К.

Шампиньон

Инновации в добавках по выращиванию шампиньонов

На Российском рынке появилась питательная добавка для компоста Фазы 2 и 3, выпускаемая компанией MCSubstradd, Голландия. На Днях Российского Грибоводства – 2017 о продукте рассказал представитель компании Барт де Лью.

Барт де Лью, Нидерланды

Как работать с брикетированным компостом Фазы 2

В последнее время компост производства Микоген становится более известным грибоводам России. Компания Микоген на настоящий момент – это группа из четырех компостных производств, два из них расположены в Польше, два – в Украине. Продукция компоста в Польше – это компост фазы 3 навалом и в брикетах, компост производства Украины сегодня – это компост фазы 2 в брикетах.

Фахрутдинова Ф.М., главный технолог, консультант МИКОГЕН

Без четкой организации сбора нет максимальных урожаев

Максимально высокая урожайность – цель любого грибного предприятия. Именно для получения высокой урожайности закупают дорогие машины, современное климатическое оборудование и контроллеры. Но часто бывает, что даже вырастив хороший урожай, предприятие теряет большую его часть и недополучает существенной доли прибыли.

Михайлова Л.И.

Вешенка

Современный вариант выращивания вешенки в теплоизолированных ангарах в Венгрии

Компания «Bio-Fungi» – одна из крупнейших грибных компаний Венгрии, построила новую ферму для выращивания вешенки. Субстрат вешенки на предприятии готовят сами по тоннельной технологии. Основа субстрата – солома озимой пшеницы.

Тишенков А.Д.

Преимущества и недостатки различных систем увлажнения воздуха

Достаточное и равномерное увлажнение воздуха – это важнейший фактор получения высокого урожая вешенки. Для начала рассмотрим основные определения, используемые в грибоводстве, применительно к теме увлажнения воздуха.

Тишенков А.Д.

В Грузии открылась новая ферма по выращиванию вешенки

Для приготовления субстрата закуплен комплект итальянского оборудования. Субстрат производится на основе соломы пшеницы с добавлением небольшого количества мочевины. Солому измельчают в дробилке вместе с водой. При этом не образуется пыль, которая является большим недостатком обычных систем измельчения соломы.

Тишенков А.Д.

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Дни Российского Грибоводства 2017 показали, что инвестиционный интерес к грибоводческой отрасли сохраняется на высоком уровне. На разных этапах становления находятся несколько крупных проектов полного цикла по выращиванию шампиньонов, строятся новые фермы и пристраиваются новые камеры предприятий среднего и мелкого масштаба, ориентированные на работу на покупном компосте. В производстве вешенки активность поменьше, но и здесь появляются новые проекты разной степени оснащенности. Есть даже грандиозный проект по производству на экспорт экзотических грибов – эринги, шиитаке, эноки. При таком ходе событий серьезно обостряется вопрос кадров для грибных ферм. Любая, даже самая современная ферма, не сможет стабильно производить и собирать максимальное количество грибов нужного качества без квалифицированных, компетентных и мотивированных специалистов. Это, к сожалению, понимают не все владельцы ферм и инвесторы. Точнее, они это в принципе понимают, но не всегда могут оценить степень квалификации нанимаемых ими специалистов и соответствие их компетенций требованиям конкретного производства. Русскоговорящих специалистов с успешным опытом работы на грибных производствах можно пересчитать по пальцам, причем даже и среди них нет таких, кто в одном лице владеет всеми компетенциями, необходимыми для грибных производств. Есть хорошие технологи по выращиванию, очень мало технологов по производству компоста, очень мало инженеров с опытом работы на грибных производствах. Поэтому сформировать команду из готовых русскоговорящих специалистов новому грибному предприятию часто бывает невозможно. Есть теоретическая возможность пригласить иностранных специалистов, но они чаще всего достаточно дороги и не заинтересованы в долгосрочной работе. Кроме того, в работе с ними мешает языковой барьер. Как же обеспечить новое грибное предприятие квалифицированными и заинтересованными в успехе компании технологами, инженерами, бригадирами? На мой взгляд, есть только один надежный путь - их нужно выращивать в своей компании. Этот путь состоит из четырех основных этапов – отбор кандидата, первичное обучение основам грибоводства с тестированием результатов, обучение работе на собственном предприятии и раскрытие потенциала человека, выработка механизма заинтересованности специалиста в результатах работы предприятия и стимулирование его профессионального роста. За 25 лет своей работы Школа грибоводства наблюдала истории рождения нескольких сотен отечественных грибных ферм. Лишь несколько десятков из них работают сейчас. Одна из главных причин скоропостижных кончин грибных проектов была и остается слабая кадровая политика инвесторов. Выращивать грибы нужно учиться всю жизнь. Каждая новая грибная ферма – это новый грибной мир со своими особенностями. Приемы, работавшие на одной ферме, могут не сработать на другой. Хорошими сотрудниками нужно дорожить. Специалисты Школы грибоводства постоянно учатся сами, участвуя в международных конференциях и семинарах по грибоводству, посещая лучшие фермы России и мира. И мы готовы помочь в подготовке специалистов для новых и действующих грибных ферм. У нас есть специалисты с разными компетенциями: инженеры, специалисты по производству компоста, выращиванию и сбору грибов. Мы проводим регулярные групповые курсы обучения и выезжаем на фермы для работы с работниками конкретных предприятий. Именно люди, а не оборудование и машины являются главным достоянием любого грибного предприятия. Помочь человеку стать квалифицированным специалистом, раскрыть его способности и таланты, дать возможность почувствовать уважение к себе – все это необходимо сделать инвестору, чтобы получить хорошего технолога или инженера для своей фермы на долгие годы. В этих вопросах Школа грибоводства всегда к вашим услугам. Со знанием дела!

Главный редактор журнала "Школа грибоводства"
Хренов Александр Владимирович
khrenov@inbox.ru