ЖУРНАЛ "ШКОЛА ГРИБОВОДСТВА"

№6(96) ноябрь/декабрь 2015

Выберите нужный вариант

Печатная версия

550

Электронная версия (PDF)

450

img

СОДЕРЖАНИЕ

Экзотика

Технология выращивания грибов намеко (Pholiota nameko)

Японское и китайское название гриба намеко (Pholiota nameko, Фолиота намеко, чешуйчатка съедобная) означает «скользкий, маслянистый, клейкий гриб». Это обусловлено тем, что его оранжево- коричневые шляпки покрыты скользким желеобразным веществом.

Сун Фуцян, профессор биологического факультета Хэйлунцянского университета, Харбин, Китай, Кураков А.В.профессор, заведующий кафедрой микологии и альгологии Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова

Шампиньон

Поливы с использованием поливочного "дерева"

В прошлом номере я рассказывала об организации поливов на маленьких фермах по выращиванию шампиньонов. Сегодня же остановлюсь на организации поливов на крупных фермах, которые используют специальные поливочные установки, так называемые «деревья» для полива. Такие установки позволяют заметно сократить время на полив одной камеры за счет одновременного полива всех полок стеллажа.

Михайлова Л.И.

Смешивание ингредиентов при производстве компоста для выращивания шампиньонов.

Существует много рецептур приготовления компоста. В некоторых странах используют соломистый конский навоз, солому и куриный помет, где-то производят компост только из соломы и куриного помёта. Есть страны, где в компост добавляются различные отходы сельского хозяйства: кукурузные кочерыжки, солома сорго, лузга подсолнечника и т.д.

Смирнов А.Г.

Сколько это стоит? Подходы к инвестированию в шампиньонные комплексы.

Сегодня очень многие говорят о желании создать шампиньонный комплекс или компостный завод. Это и понятно: в экономике редко случаются обстоятельства, столь благоприятные для развития аграрно- индустриальных проектов.

Ефремов А.А.

Организация рабочего места сборщицы грибов

Важным условием для быстрого и качественного сбора грибов является организация удобного места для сборщицы. Разработанные различными компаниями приспособления для сборщиц различаются по своим возможностям. Тележки предназначены для сбора грибов только с нижних полок (1 и 2). Навесные платформы используются для сбора шампиньонов с 3, 4, 5 и 6 полок. Платформы для сбора грибов различаются тем, что одни перемещаются с яруса на ярус вручную, другие - при помощи механизмов. И, наконец, бывают самоходные тележки, перемещаемые на любую высоту простым нажатием кнопки. Рассмотрим конструкции этих приспособлений.

Сафрай А.И.

Клуб великих грибоедов

Пирог с вешенкой и майораном

Время приготовления – 1,5 часа Количество порций – 6

Вешенка

Кондиционирование воздуха при выращивании вешенки и утепленных камерах.

Зимой влагосодержание наружного воздуха становится очень низким. При нагревании этого воздуха в камере культивации вешенки его относительная влажность достигает критических для роста грибов величин. Рассмотрим различные ситуации, возникающие при выращивании вешенки в зимний период в капитальных утепленных камерах и в стеклянных отапливаемых теплицах.

Тишенков А.Д.

Приготовление субстрата вешенки в «Воронежском тепличном комбинате»

В «Воронежском тепличном комбинате» кроме овощей и цветов выращивают еще шампиньон и вешенку. Субстрат для вешенки готовят сами. Субстрат получается хорошего качества, несмотря на отсутствие дорогого импортного оборудования для приготовления субстрата вешенки на Фазе 1 и Фазе 2. Опишем подробнее процесс приготовления субстрата.

Тишенков А.Д.

Оптимальная влажность сырья, субстрата и воздуха для ксеротермической технологии

Ксеротермическая технология – это энергосберегающая технология термообработки сухого сырья при температуре около 95-100ºС в течение короткого периода времени. Обычно сама термообработка производится в течение 70-90 минут, а весь цикл от загрузки сырья до выгрузки пропаренного субстрата занимает 6-8 часов.

Тишенков А.Д.

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Говорят, что оптимист отличается от пес симиста мнением относительно полно ты наполненности стакана. По-моему, это ерунда. Ну, какая разница, что оба они об этом думают. Главное, что они с этим ста- каном сделают. Хотя многое зависит, ко нечно, от того, что в этом стакане налито. Так и в грибоводстве. Не важно, что грибовод думает о сложившейся на его предприятии ситуации или о ценах на рынке. Главное, что он должен реагиро вать на эту ситуацию, а не жаловаться на жизнь, как пессимист или надеяться на то, что «как-нибудь само рассосется», как оптимист. Другими словами, грибовод, как предприниматель из любого друго го бизнеса, должен быть реалистом. Осо бенно в труднопредсказуемых обстоя- тельствах российской реальности сере дины десятых годов 21 столетия. В 2015 году обстановка на российском грибном рынке начала принципиально меняться. Постепенно снижался импорт свежих шампиньонов из Польши. Поли тические и экономические причины этого явления находились вне сферы деятель ности грибной индустрии, но влияние его на отечественный грибной рынок было очень велико. Освобождающуюся на рынке нишу действующие российские производите ли шампиньонов быстро занять сейчас не могут. Нет дополнительных мощностей, нет финансовых возможностей для стро ительства. Снижение ключевой ставки с 17% до 11%, к сожалению, не сделало кредитные ресурсы более доступными. Но семнадцатипроцентная девальва ция рубля с января по декабрь привела к росту цен на шампиньоны. Это сделало их выращивание еще белее привлекательным, и в индустрию потянулись инвесторы, располагающие необходимы ми финансами. В 2015 году запустились только два новых производства шампиньонов не очень больших размеров, но в работе на разных этапах развития находятся несколько проектов разных масштабов. В 2016 году количество российских шампиньонов на российском рынке прибавится, и в некоторых регионах грибоводам конкурировать придется уже не с польскими шампиньонами, а с продукцией соседнего производителя. У тех инвесторов, чьих финансов не хватало на организацию шампиньонных комплексов, появилась возможность войти в грибной бизнес через дверь с табличкой «вешенки». Возможности «Калужского субстрата» позволяют обеспечивать субстратом фермы по выращиванию этих грибов разных масштабов. И в уходящем году несколько новых проектов добавили на рынок десятки тонн вешенки, выращенной на субстрате Фазы 3 из Калуги. Рынок отреагировал на это событие очень нервно. В какой-то момент казалось, что московские операторы не справятся с продажами дополнительного объема грибов. Но через несколько недель «пробка» рассосалась, а тут и Новый год подоспел. Но праздники закончатся, и что будет со спросом и ценами на вешенку в 2016 году сказать пока сложно. Ясно только одно - легко не будет никому. Будут появляться новые игроки, и внутренняя конкуренция будет нарастать на всех участках российской грибной индустрии. И это все не при самых лучших потребительских возможностях покупателей. Переживать по этому поводу бесполезно, ждать, что нефть подорожает, и все в стране наладится - малоперспективно. Остается одно – работать над собой и своим предприятием. Проанализировать свои слабые и сильные места и определить наиболее перспективные направление развития. Становиться более эффективным и конкурентоспособным в условиях ограниченности ресурсов. Скажете, что это невозможно? Ну, значит Вы пессимист. Скажете, что нет проблем? В таком случае завидую Вашему оптимизму. Давайте хотя бы попробуем. Cо знанием дела!

Главный редактор журнала "Школа грибоводства"
Хренов Александр Владимирович
khrenov@inbox.ru