ЖУРНАЛ "ШКОЛА ГРИБОВОДСТВА"

№5(95) сентябрь/октябрь 2015

Выберите нужный вариант

Электронная версия (PDF)

450

Печатная версия

550

img

СОДЕРЖАНИЕ

Новости грибного бизнеса

Импорта меньше, своих больше

Блюда из вешенки готовят в супермаркетах

Грибоводство – лидер по темпам импортозамещеНия

В Китае прошли 9–ые Дни Грибоводства

Био-вешенка по 1820 рублей за килограмм

Грибоводство в России

Итоги опроса: москвичи любят шампиньон больше вешенок

Для того, чтобы реально оценивать существующий рынок своей продукции, необходимо регулярно проводить опросы покупателей. Только анализ данных таких опросов может дать объективную картину текущего уровня потребления вашего продукта и позволит оценить перспективы его развития.

Хренов А.В.

Шампиньон

Способы замочки соломы для производства компоста.

Увлажнение соломы является ключевым фактором для проведения всего процесса компостирования. Качество увлажнения соломы напрямую влияет на качество компоста и его продуктивность.

Сафрай А.И.

Механизация технологических операций при выращивания шампиньонов.

На сегодняшний день во всем мире всё более широкое распространение получают фермы для выращивания шампиньонов «голландского» типа. В чём преимущество работы на таких фермах?

Смирнов А.Г.

Цели и задачи рыхления

Рыхление является стандартной операцией, которую используют для равномерного распределения мицелия в покровном слое и равномерного образования завязей.

Сафрай А.И.

Как производить поливы на маленьких фермах

Поливальные установки для полива шампиньонов совершенствуются год от года. В последние годы в Европе уже многие используют не просто поливочные «деревья», а более усовершенствованную систему полива – «подстеллажный полив».

Михайлова Л.И.

Грибоводство за рубежом

Корейская баночная мини-вешенка

Южная Корея – возможно единственная в мире страна, выращивающая вешенку по баночной технологии. Корейцы выращивают ежегодно около 66 000 тонн вешенки. Это больше, чем любая европейская страна. Оптовая цена на мини-вешенку– 2 доллара за 1 кг (130 рублей). В рознице 200 г стоит 66 рублей.

Хренов А.В.

Клуб великих грибоедов

Яйца, фаршированные вешенкой

Вешенка

Состав и параметры климатического оборудования для выращивания вешенки

В России до последнего времени не было специализированных производств, которые бы делали климатическое оборудование для целей грибоводства. Грибоводы заказывали климатические установки у фирм, выпускающих общепромышленные вентиляционные системы, например таких, как фирма «Веза». Сейчас несколько компаний начали производство климатического оборудования с системой автоматики для камер выращивания вешенки. Оборудование рассчитано на камеры с загрузкой 10, 20 и 40 т субстрата.

Тишенков А.Д.

Фаза плодоношения при выращивании вешенки

Если рост мицелия вешенки в субстрате стимулируется высоким уровнем углекислого газа, то плодоношение, наоборот, должно проходить при очень низком уровне углекислого газа, что и обусловливает необходимость мощной вентиляции культивационной камеры свежим воздухом.

Тишенков А.Д,

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В прошлом номере нашего журнала была опубликована диаграмма, показывающая, что на пути от производителя до прилавка магазина цена на вешенку увеличивается от 100 до 150%. Проведя небольшой опрос участников рынка, выяснилось, что основную маржу на этом пути присваивают себе сети, в особенности магазины эконом-класса. В некоторых из них наценка достигает 100%! Понятно, что магазины эконом-класса зарабатывают в основном на продуктах ежедневного потребления: хлеб, молоко, кефир, курица, овощи, пиво. Вешенка для них продут деликатесный. Часто вешенку выкладывают рядом с упаковками фиников и другими экзотическими фруктами – например, кумкватом. Причем разница в цене небольшая. 250 г этого неизвестно откуда привезенного кумквата стоят 149 рублей, а 300 грамм нашей отечественной вешенки 119 рублей. О чем это говорит? 1. Возможно, сети не рассчитывают на большой объем продаж вешенки и выставляют на нее максимальную маржу для достижения нужного им дохода с полки. 2. Возможно, сети действительно считают, что вешенка - это продукт для богатых, а для них цена не важна, захотят - купят. 3. Третью причину такого поведения сетевых магазинов эконом-класса я придумать не смог. Может кто-то ее знает и подскажет? Какой бы ни была истинная причина, подобная политика сетей приводит к серьезному снижению покупок. Заоблачная цена в 392,7 рубля за 1 кг при сегодняшнем снижении покупательской способности населения является весьма ощутимым шлагбаумом для активных покупателей вешенки. По данным наших опросов такими в Москве являются 22% потребителей. Понятно, что на день рождения и на Новый Год лишние 30 рублей на упаковке покупателя не остановят, но если он покупает вешенку ре- гулярно, 2-3 раза в месяц, то тут уже возникнет вопрос, что лучше купить - вешенку или шампиньон? Давайте посчитаем. По итогам нашего опроса из 100 условных человек 3 человека самых больших любителей вешенки покупают каждую неделю по упаковке - это 52 х 3 = 156 упаковок в год. 9 человек покупают вешенку чаще одного раза в месяц (ну, пусть 2 раза в месяц). Это 24 упаковки в год. Всего получается 9 х 24 = 216 упаковок. Еще 10 человек из 100, покупают по упаковке в месяц. Это еще 120 упаковок в год. Итого активные покупатели в количестве 22 человек из 100 потребляют в год 156+216+120= 492 упаковки. Меньше 1 раза в месяц (редко и по праздникам ) покупают вешенку 62 человека из 100. Пусть это будет 4 раза в год ( Новый Год, 8 Марта, два дня рождения в семье). Получаем 62 х 4 = 248 упаковок в год. Допусти, что к праздникам грибов покупается в 2 раза больше, чем к ежедневному столу и эти 62 человека из 100 купят за год не 248, а 496 упаковок. Все равно получается, что активные 22% покупателей делают 50% продаж. А ведь именно по ним и бьет сейчас заоблачная цена вешенки в московских магазинах. Что делать грибоводам и оптовикам в такой ситуации? 1 вариант. Искать другие, более адекватные сети. Может быть меньших размеров, но с меньшей наценкой, что возможно даст хороший объем продаж. В интернет-гипермаркете «Утконос», например, 300 гр упаковка вешенки стоит всего 92 рубля. 2 вариант. Попробовать доказать федеральным сетям, что вешенка – это не кумкват, что это такой же традиционный продукт российской кухни как курица и не стоит делать на нее 100% наценку. При 30% наценке 300 гр упаковка вешенки будет стоить около 90 рублей, что психологически существенно легче чем 119, так как меньше 100 рублей. Для реализации Варианта 2 необходима серьезная информационная компания, направленная как на сети, так и на покупателей. Но реальнее всего достучаться до сетей именно через покупателей. Если они буду регулярнее и активнее покупать вешенку, сети должны понять, что им выгоднее снизить наценку и увеличить объем продаж. Проект «ЛюблюВешенкУ» запущен, но его результативность будет зависеть от его масштаба. Его масштаб зависит от степени участия каждого. Как только появилась такая идея обложки этого номера все сразу стали спрашивать – кто эти четыре всадника? Отвечаю: «Это производитель субстрата, производитель мицелия, производитель грибов и оптовик». Только сражаясь на рынке в одном общем строю, можно изменить на нем ситуацию и в результате победить. Можно, конечно, отсидеться по принципу «моя хата с краю», пусть другие воюют и деньги тратят. Но уверен, что среди читателей нашего журнала таких равнодушных нет. Сделаем это вместе! Cо знанием дела!

Главный редактор журнала "Школа грибоводства"
Хренов Александр Владимирович
khrenov@inbox.ru