ЖУРНАЛ "ШКОЛА ГРИБОВОДСТВА"

№1(91) январь/февраль 2015

Выберите нужный вариант

Печатная версия

550

Электронная версия (PDF)

450

img

СОДЕРЖАНИЕ

Экзотика

Технологии выращивания черных древесных грибов

Уникальные пищевые, органолептические и лечебные свойства делают съедобные грибы незаменимым компонентом рациона человека. Среди них одним из наиболее популярных, особенно в странах Восточной Азии, в Китае, является гриб древесное ухо, иудино ухо – Auricularia auricula-judae (предыдущее название A. auricula) и A. nigricans (предыдущее название A. polytricha) (www.indexfungorum.org

Кураков А.В., профессор, заведующий кафедрой микологии и альгологии Московского Государственного Университета имени М.В. ЛомоносоваСун Фуцян, профессор биологического факультета Хэйлунцянского университета, Харбин, Китай,

Новости грибного бизнеса

Розничные цены на грибы в Москве

«АГРИКО» запустило новые камеры выращиваНия

Эксклюзивные грибные упаковки «Азбуки Вкуса»

Объем производства культивируемых грибов в России вырос на 6%

«Калужский субстрат» расширяет рыноК

СписоК разрешенных в грибоводстве средств защиты сужается

Тайны Владимирской «Старой крепости»

Грибоводство в России

Инвестиционная привлекательность выращивания в России вешенки и других экзотических грибов

Самым популярным культивируемым грибом в России сегодня является шампиньон. Он лидирует и по объему производства, и по объему импорта. В результате уровень потребление шампиньонов россиянами в 20 раз превышает потребление вешенки

Хренов А.В., главный редактор журнала «Школы грибоводства»

Сложная арифметика грибного импорта 2014 года

Установить объемы импорта свежих грибов в Россию стало нелегко. После того как между странами таможенного союза стало возможно свободное перемещение товаров, возникли сложности с оценкой объема ввоза грибной продукции в Россию из Беларуси. Причем и российская, и белорусская таможни продолжают оформлять документы на отдельные партии поставляемых из Беларуси в Россию грибов. Вот только итоговые данные их расходятся

Хренов А.В., главный редактор «Школы грибоводства»

Шампиньон

Зима закончилась. Итоги работы компостного цеха во время морозов

С наступлением холодов грибоводы часто сталкиваются с различными проблемами, связанными с поддержанием климата в камерах, выполнением технологических операций, реализацией готовой продукции и доставкой компоста.

Микос Г.Ю.,

О паутинистой плесени

Что такое паутинистая плесень? Это болезнь, вызываемая несколькими различными, но близкими между собой низшими грибами.

Смирнов А.Г., консультант Sylvan, Россия

О средствах дезинфекции или чем заменить Формалин?

Ущерба, наносимого урожаю шампиньонов вредителями и болезнями, можно избежать при строгом выполнении санитарно-гигиенических норм и правил в течение всего цикла выращивания. Этому посвящены статьи в «ШГ» №4, 6 за 2014 год, а также статьи в «ШГ»№3, 4, 5 за 2011 год. В этой статье мы поговорим о средствах дезинфекции, которые можно использовать при подготовке помещений к новому обороту, дезинфекции машин и оборудования, а также для ежедневной уборки

Сафрай А.И., главный специалист «Школы грибоводства»

Клуб великих грибоедов

Культивируемые грибы как источник полезных макро- и микроэлементов

Современные диетологи рекомендуют разнообразное питание не только с точки зрения оптимизации калорийности и содержания основных элементов питания (белки, жиры, углеводы), но также и для расширения спектра микроэлементов в рационе человека.

Тишенков А.Д., главный специалист «Школы грибоводства»

Меченые грибы

До развала Союза это был большой лесхоз. Он заготавливал деловую древесину, продавал строительный пиломатериал, выпускал бочкотару, имел цех по выделке паркета, специализировался на изготовлении пчелиных ульев, занимался выпуском мелкого ширпотреба. Но в основном леспромхоз занимался заготовкой и продажей дров...

Лобанов Г.Г., Республика Башкортостан, г. Салават

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

2015 год в российском грибоводстве будет годом вешенки. Импорт шампиньонов снизится из-за проблем с валютным курсом и долгами импортеров. Своих шампиньонов больше не станет из-за отсутствия своего и высокой цены импортного компоста. На грибном рынке образуется дефицит предложения свежих грибов, и заполнить его может только российская вешенка. Для быстрого увеличения объема производства этого гриба все в России есть: и готовый субстрат для выращивания, и отечественное оборудование для организации производства. К концу февраля оптовая цена на вешенку в Москве приблизилась к 180 рублям, что сделало ее выращивание чрезвычайно выгодным делом. Существует только две проблемы, которые нужно будет решить растущей индустрии вешенкопроизводителей. Первая. Избежать «ценовых атак сезонников». На юге страны уже давно самая низкая цена на вешенку, не позволяющая развивать там серьезные производства. Дешевый местный мицелий и минимальные затраты, необходимые в этом регионе для сезонного выращивания вешенки весной и осенью, позволяют большому количеству мелких семейных производителей периодически «подрывать» рынок большим количеством свежего гриба. Большинство таких производителей не имеют на свой гриб никаких документов и поэтому, в отсутствии других вариантов, отдают его оптовикам по минимальной цене. Полученные хоть какие-то деньги являются для них лишь частью годового семейного дохода, от которого экономическое состояние семьи в целом не очень-то и зависит. Страдают в этой ситуации люди и предприятия, рискнувшие инвестировать серьезные средства в производства по выращиванию вешенки. Низкие цены весны и осени лишают их серьезной части возможного дохода, а часто приносят и убытки. Чтобы их избежать, южные производители вынуждены вывозить свою вешенку в соседние регионы и снижать цену на гриб там. Подобная ситуация, кстати, была серьезной проблемой у производителей шампиньонов в Украине, когда мелкие семейные производители, работавшие на покупном компосте, сбивали цену на оптовом рынке крупным фермам. Бороться c сезонниками бесполезно.В рамках личного подсобного хозяйства они имеют право выращивать что хотят, в том числе и грибы. С ними можно только сотрудничать, скупая их грибы и уводя их с рынка свежей продукции в переработку. Так работает китайская грибная индустрия, такой механизм нейтрализации дешевого шампиньона есть и в Польше. У нас пока нет компаний, которые бы скупали дешевую вешенку у частников, предварительно ее перерабатывали, а затем отправляли на консервные заводы. Раньше такой бизнес был невозможен из-за дешевых бланшированых грибов из Китая. Сейчас китайская продукция, как и весь импорт, серьезно подорожала, и ниша для подобного бизнеса появилась. Хорошо бы ее быстро занять, это существенно помогло бы всей российской индустрии вешенководства. Ну и, вторая проблема – это ограниченность числа россиян, которые покупают вешенку. Подавляющее большинство населения вешенку как гриб незнает и не покупает. А, значит, спрос на нее небезграничен. Как бы при стремительном увеличении объемов производства не упереться в потолок потребления раньше, чем хотелось бы. Чтобы этого избежать, необходимо всем не лениться и не жадничать в деле популяризации вешенки как полезного продукта питания и вкуснейших блюд из нее. Cо знанием дела!

Главный редактор журнала "Школа грибоводства"
Хренов Александр Владимирович
khrenov@inbox.ru