ЖУРНАЛ "ШКОЛА ГРИБОВОДСТВА"

№3(87) май/июнь 2014

Выберите нужный вариант

Печатная версия

450

Электронная версия (PDF)

350

img

СОДЕРЖАНИЕ

ШАМПИНЬОН. Организация фермы

Современный грибной комплекс

Производитель грибов является предпринимателем, который ежедневно сталкивается с такими вопросами как: - рост конкуренции (цена и качество грибов); - технологические ресурсы; - логистические требования клиентов; - рост себестоимости производства грибов (сырье, энергия, трудовые ресурсы, обслуживание фермы и техники). Для успешного ведения дела в таких условиях есть только один путь. Это инвестиции в новые технологии.

Тарас Билык

Где купить компост?

На сегодняшний день 10 из 19 работающих российских предприятий по выращиванию шампиньонов не имеют собственного производства компоста и вынуждены его покупать. Так как в России сейчас нет специализированных хозяйств по производству компоста на продажу, руководители этих 10 предприятий находятся в довольно сложной ситуации. Тем не менее, если очень захотеть, компост найти можно и даже возможно успешно выращивать грибы, получая прибыль. Итак, где можно сегодня купить компост для выращивания шампиньонов в России?

Сафрай А.И., главный специалист «Школы грибоводства»

Маркетинг

Больше разных упаковок - больше продаж

Снижение темпов роста оборота розничной торговли в России приводит к обострению борьбы за покупательский кошелек. Ритейлеры вынуждены более внимательно изучать изменения в потребительском поведении населения и быстрее на них реагировать. Покупатели хотят свежий и качественный продукт.

Хренов А.В. Главный редактор журнала "Школа Грибоводства"

Потребление культивируемых грибов в России еще может расти

Наш журнал провел очередной ежегодный опрос об отношении покупателей к культивируемым грибам. На этот раз в опросе, прошедшем в апреле текущего года, участвовали семьи девяноста студентов и работников кафедры микологии и альгологии МГУ.

Хренов А.В. Главный редактор журнала "Школа Грибоводства"

Новости грибного бизнеса

Грибная ферма Щелково выходит на рынок шампиньонов; В Нижегородской области заработало новое предприятие по выращиванию вешенки; Новости «Грибного Союза»; «Можайский шампиньон » снова в строю;

Грибоводство в России

9-ый Российский Грибной Круиз: производить эффективно, продавать дорого!

Девятый Российский Грибной Круиз, организованный нашим журналом, в очередной раз оправдал все возлагавшиеся на него надежды. А в некоторых вопросах и превзошел все ожидания 105 участников из 11 стран мира.

Хренов А.В. Главный редактор журнала "Школа Грибоводства"

Первый квартал 2014 года: при росте цен на грибы производство шампиньонов еще снижается, а обьем сбора вешенки уже растет.

Хотя объемы производства грибов в России в первом квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 3%, внутри индустрии наметились тенденции к небольшому росту. Пока за счет увеличения производства вешенки, которое в свою очередь вызвано ростомспроса на этот гриб.

Хренов А.В. Главный редактор журнала "Школа Грибоводства"

Как мы вступали в таможенный союз или новая процедура получения сертификата соответствия

Многие грибоводы обращаются в журнал «Школа грибоводства» с вопросами о порядке получения разрешительных документов, необходимых для производства и продажи грибов. Мы попросили одного из самых опытных в этих вопоросах специалиста Андрея Глазкова из чебоксарской компании «Агрико» поделиться своими знаниями и опытом.

Глазков А.Г., директор ООО «Агрико», Чебокcары

ВЕШЕНКА. Приготовление субстрата

Урожайность и селективность тоннельного субстрата вешенки

Урожайность и селективность субстрата вешенки напрямую не связаны друг с другом. Субстрат может быть высокоурожайным и иметь низкую селективность за счет большого количества легкодоступного питания. Такой субстрат обычно используется в стерильных или «полустерильных» технологиях. Другое дело тоннельный субстрат. Для тоннельного субстрата высокая селективность необходима для надежной защиты от конкурентных плесеней, так как процесс выгрузки субстрата из тоннеля и инокуляции происходят в нестерильных условиях.

Тишенков А.Д., главный специалист «Школы грибоводства»

Опыт работы на засоренной лузге подсолнечника

На маслоперерабатывающих заводах после отделения зерновок и выжимки масла остается большое количество отходов в виде шелухи семян подсолнечника или лузги. Это прекрасное сырье для выращивания вешенки. Если подсолнечник собирают полностью созревшим и в сухую погоду, то зерновки легко отделяются от оболочек и на выходе получают хорошую чистую лузгу.К сожалению, на многих заводах происходят неожиданные и непредсказуемые сбои в технологии очистки зерновок от лузги. В этом случае грибоводу могут продать лузгу с большим содержанием дробленого зерна подсолнечника и, соответственно, с повышенным со‑ держанием масла в сырье...

Тишенков А.Д., главный специалист «Школы грибоводства»

ШАМПИНЬОН. Болезни и профилактика

Как избежать потерь урожая летом

Пришло лето, а вместе с ним и ряд проблем, присущих этому времени года. Если в период предыдущего летнего оборота вы подробно записывали в технологических картах все затруднения, с которыми вам пришлось столкнуться, это поможет вам избежать их в нынешнем сезоне. Какие же это проблемы?

Сафрай А.И., главный специалист «Школы грибоводства»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Ежегодно с наступлением мая в стране открывается дачный сезон. По пятницам дороги, ведущие из крупных городов, переполняют‑ ся машинами с желающими провести выходные за городом. Под‑ ышать свежим воздухом, походить босиком по травке, пожарить на костре шашлычок. Чутко улавливая настроения покупателей, производители мясопродуктов начинают торговлю маринованной свининой и бараниной для шашлыка, а на входах в магазины по‑ являются постеры с аппетитными фотографиями подрумяниваю‑ щегося на шампурах мяса. Недавно встретил я одного знакомого, который каждый выход‑ ной выезжает за город. Все, говорит, хорошо в этом деле. Муча‑ ют только две вещи: пробки на дорогах туда и обратно, и мясо, ко‑ торое уже в рот не лезет. Без шашлыков, говорит, дача – не дача. Но уже все что можно пережарили: и свинину, и баранину, и кури‑ цу. В следующий раз, говорит, будем рыбу жарить, а дальше уже не знаю что делать, но мяса больше не хочу – переел. Посочувствовал я ему и спросил, не пробовал ли он жарить грибы. Приятель мой очень удивился. Он и не знал, что и шампиньоны и вешенку можно мариновать и жарить ничуть не хуже мяса. Попросил рецепт мариновки. После выходных он позвонил мне и поблагодарил за рецепт. Сказал, что всем понравились шампиньоны, и теперь они всегда будут брать на дачу эти грибы. С вешенкой же, ничего не получилось, так как в магазине вешенка была некрасивая и жена его покупать ее отказалась. Но если встретят хорошую вешенку, то попробуют и ее на решетке пожарить. Эта история еще раз убедила меня в том, как мало знают наши люди о способах приготовления культивируемых грибов и как это сильно сдерживает объемы их потребления, особенно летом. В то время как производители других продуктов активно используют любой повод для привлечения дополнительного внимания к своим продуктам. Казалось бы – ну зачем магазинам клеить у себя постеры про шашлыки? Ведь кому надо и так купят мясо. Да только с маринованного в ведрах шашлыка и производитель, и магазин заработают больше, чем с килограмма простой свиной шейки. Вот и приучают они покупателей не экономить, а покупать уже готовый шашлык с так называемой добавленной стоимостью продукта. При этом, упрощая процесс приготовления шашлыка, они, тем самым, еще и увеличивают объем его потребления. Мы тоже, наверное, могли бы продавать маринованные шампиньоны в ведерках, да и соленая вешенка под мясной шашлычок хорошо бы пошла. Только вот нет у нас пока таких продуктов. Никто над добавленной стоимостью к грибам не работает. Да что там добавленная стоимость, мы и над продвижением самих грибов почти не работаем. Пока грибы как‑то сами собой продаются, зачем лишние деньги тратить на их рекламу? А ведь все как раз наоборот. Пока продукт продается тогда только и можно и нужно тратиться на его рекламу. Можно, потому что деньги есть, нужно, потому что нет в этом мире ничего вечного. Один умный человек сказал: «Если «Кока-кола» перестанет себя ежедневно рекламировать, через месяц о ней все забудут и начнут покупать тот напиток, который займет ее рекламное время». То есть, «Кока-кола» рекламирует себя не для того, чтобы нарастить продажи, а для того чтобы их не потерять. У грибоводов летом как раз такая задача – не потерять продажи. С наступлением жаркой погоды люди начинают меньше готовить дома. Едят больше свежих ягод, фруктов, салатов, а в выходные стараются готовить на улице. Все те же шашлыки. Из мяса, а не из грибов. Австралийская ассоциация Грибоводов AMGA уже несколько лет подряд проводит летом по всей стране компанию – «Грибное барбекю». В результате отмечено повышение летних продаж крупных шампиньонов и потробело. Наверняка через рекламу грибных шашлыков можно увеличить летнее потребление шампиньонов и вешенки и в России. Тем более, что есть у нас уже регион, где грибные шашлыки очень популярны. На Юге России уже давно в ресторанах и кафе в меню есть запеченные на углях грибы. Правда, только шампиньоны. Вешенку на гриле пока нигде не готовят. А могли бы. Лето в самом разгаре. Давайте научим наших покупателей готовить вешенку на решетке! «Школа грибоводства» подготовила для этого листовки с рецептами. Готовьте вешенку сами на праздниках и фестивалях в вашем городе, предлагайте листовки в местах продаж ваших грибов. За одно-два лета активной работы можно приучить народ вместе с мясными шашлыками готовить на углях и вешенку. И тогда спрос на нее летом падать не будет. Два года – это долго? Но если не начать сегодня, то этого не случится и через три года, и через пять! Под лежачий камень, как известно, вода не течет. Кто решится начать продвигать грибные шашлыки, сообщите. Мы поможем. И вместе сделаем ваш город родиной российской вешенки на гриле. Со знанием дела!

Главный редактор журнала "Школа грибоводства"
Хренов Александр Владимирович
khrenov@inbox.ru